Роль использования элементов лечебной гимнастики и йоги на уроках физической культуры для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Адаптация детей в школе, дальнейшая социализация обучающихся во многом зависит от функционального состояния и уровня адаптивных резервов сердечно-сосудистой системы. Психоэмоциональное напряжение развивается в случае замедления процессов адаптации ребенка, что ведет к разобщению в работе сердечно-сосудистой системы и снижению уровня как физической, так и умственной работоспособности.
Исходя из нормативных документов ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями, программы развития МБОУ «КСОш №1», программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать пробуждение в обучающихся желания заботится о своем здоровье путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения. В настоящее время в физической реабилитации акцент делается на поиск нетрадиционных систем оздоровления, ориентируясь прежде всего, на технологии, сопрягающие физические и психические начала человека. Именно поэтому в нашей стране приобретают популярность традиционные восточные системы оздоровления, йога, по праву, занимает среди них особое место.
Предполагается, что методика лечебной гимнастики с элементами йоги будет способствовать улучшению психического и функционального состояния участников.
Придя работать в Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Карагайская средняя общеобразовательная школа №1» с детьми с ограниченными возможностями здоровья, я столкнулась с проблемой недостаточного физическом и психоэмоционального развитии детей на практике.
Изучив и проанализировав научно-методическую литературу по проблеме содержания процесса физической реабилитации для обучающихся детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) начального образования мною была разработана по лечебной гимнастике с элементами йоги. Данная программа рассмотрена на заседании школьного методического объединения учителей коррекционного образования, представлена на Методическом совете школы и утверждена директором образовательной организации.
Для того чтобы изучить влияние детской йоги на улучшение физического и психоэмоционального состояния детей, была определена экспериментальная группа обучающихся в количестве 6 человек, в возрасте 10-12 лет.
Данная работа началась в ноябре 2016 года. В исследовании показатели физического развития оценивались по методике, где определялись показатели физического развития: соматотропические (Таблица 1, Таблица 2) и психофизические (Таблица 3).
Показатели физического развития на начало исследования
Таблица 1
ФИО |
Рост |
Вес |
Пресс |
Гибкость |
ЖЕЛ |
№ 1 |
139 |
32 |
28 |
10 |
1,2 |
№ 2 |
133 |
26 |
30 |
11 |
1,6 |
№ 3 |
129 |
22 |
26 |
11 |
1,5 |
№ 4 |
132 |
34 |
23 |
9 |
1,5 |
№ 5 |
141 |
33 |
24 |
7 |
1,4 |
№ 6 |
130 |
24 |
29 |
10 |
1,6 |
Нормы показателей физического развития
Таблица 2
Показатель |
Норма |
|
Девочки |
Мальчики |
|
Рост, (см) |
134 - 147 |
135 - 147 |
Вес, (кг) |
30,2 – 38,7 |
30 – 38,4 |
Пресс, (раз в мин) |
30 |
35 |
Гибкость, (см) |
9 |
12 |
ЖЕЛ, (л) |
1,6 |
1,7 |
Проанализировав данные соматотропического развития обучающихся на первом этапа исследования видим, что уровень физического развития детей в исследуемой группе не соответствует возрастным нормам.
Для оценки показателей психического развития был проведен тест «Я и всё, что меня окружает». В результате данного теста было выявлено, что у детей проявляется неуверенность в своих силах, заниженный уровень притязаний в планируемой деятельности, дети зависимы от мнения окружающих.
Показатели психофизического развития на начало исследования
Таблица 3
Тип нервной системы |
Уровень притязаний |
Канал восприятия |
Доминирующее полушарие
|
Средний-3 чел. Слабый-3 чел. |
Высокий-1 чел. Средний-4 чел. Низкий-1 чел. |
Аудиальный-2 Кинестический-2 Визуальный-2 |
Правое-3 Левое-3 |
Педагогом-психологом школы был составлен психологический портрет обучающихся экспериментальной группы, где мы видим, что:
- три человека со средним типом нервной системы, три со слабым типом;
- у одного обучающегося высокий уровень притязаний, у четырех средний, у одного низкий уровень;
- у двух обучающихся ведущий канал восприятия аудиальный, у двух кинестетический, у двух визуальный;
- у трёх обучающихся доминирующее полушарие – правое и у трёх – левое.
Изучив показатели физического развития каждого обучающегося экспериментальной группы, были разработаны индивидуальные планы коррекции.
Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю. Основу занятия составляет лечебная гимнастика в сочетании с элементами детской йоги.
В ходе мастер-класса будут представлены основные асаны йоги,
Количество голосов, отданных за эту статью: 0.
Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.